Завершен очередной этап разработки космического комплекса для исследования Венеры «Венера-Д» — техническое предложение на комплекс одобрено научно-техническим советом Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), после чего его рекомендовано направить на дальнейшую экспертизу в головные научно-исследовательские организации ракетно-космической отрасли, сообщает пресс-служба Роскосмоса.

Защита проекта была проведена на заседании, в котором приняли участие первый заместитель генерального директора — генеральный конструктор НПО Лавочкина Александр Ширшаков, заместитель председателя Совета Российской академии наук по космосу, научный руководитель Института космических исследований, академик РАН Лев Зеленый, а также представители Роскосмоса, Центрального научно-исследовательского института машиностроения, ИКИ РАН и других организаций.

С докладом перед присутствующими выступил начальник проектного комплекса НПО Лавочкина, главный конструктор космического комплекса «Венера-Д» Олег Седых.

Миссия «Венера-Д», разработкой которой занимаются в НПО Лавочкина, предполагает длительное исследование Венеры с использованием широкого спектра научной аппаратуры, которая будет установлена на орбитальный, атмосферные и посадочный аппараты. Цель проекта — продолжение на новом техническом уровне исследований, проводившихся в 1960—90-е годы советскими и американскими космическими станциями. За эти годы накоплен большой объем данных, касающихся строения и состава атмосферы, облачного слоя, скоростей ветра, состава грунта на поверхности планеты. Однако многие вопросы, связанные с динамикой атмосферы, проблемами суперротации, гигантского парникового эффекта, эволюции Венеры и другие остались нерешенными.

Исследования, проводимые комплексом «Венеры-Д», являются уникальными и не решаются другими заявленными на следующее десятилетие иностранными миссиями.

Функционал «Венеры-Д» направлен на решение фундаментальных задач исследования Венеры:

объяснение природы парникового эффекта, который разогрел поверхность до 500 градусов Цельсия;

объяснение наблюдаемых особенностей динамики атмосферы Венеры и природы суперротации (атмосфера на верхней границе облачного слоя вращается в 60 раз быстрее поверхности);

исследование того, как Венера взаимодействует с солнечным ветром, почему отсутствует собственное магнитное поле Венеры, и было ли оно в прошлом;

определение, существуют ли активные вулканы на Венере и каков характер вулканической активности;

поиск признаков обитаемости Венеры;

решение вопроса, куда исчезла вода Венеры, ушла ли она в процессе диссипации в космос, в отсутствии магнитного поля планеты, или осталась связана в породах на поверхности, был ли океан в первые миллиарды лет существования Венеры, и была ли возможна жизнь в океане?

Олег Седых представил презентацию, в которой осветил все важные аспекты проекта «Венера-Д». Отдельное внимание было уделено схеме межпланетного перелета к Венере, радиосвязи, возможным местам посадки.